В августе Фарах Аджаиб осуществил свою мечту – стать профессиональным игроком в снукер. Он победил в третьем турнире World Snooker Q School 2020, получив двухлетнюю тур-карту.
Обладая природным талантом, он ярко проявил себя в юниорском снукере – рано сделал максимальный брейк, обыгрывал Луку Бреселя в Бельгии, на пути к первому крупному снукерному титулу. Но в профи Фарах попал только в 29 лет.
Путь к успеху.
Фарах Аджаиб – профессиональный снукерист из города Аккрингтон в Ланкашире, Англия. Он родился в Блэкберне, 3 февраля 1991 года.
Его отец, Мухаммад Аджаиб, мясник, родился в небольшой деревне недалеко от Джелума в Пакистане. Мама Ясмин Хуссейн из Великобритании.
Аджаиб начал играть в снукер достаточно поздно. Он вспоминает:
«Мне было около 12 лет, когда я увидел в доме моего друга небольшой 5-футовый стол. Это был первый раз, когда я играл в снукер, и с тех пор просто влюбился в игру».
Через несколько недель он освоил азы и даже победил своего друга, который играл довольно давно. Уже тогда Фарах выделялся скоростью принятия решений.
Фарах стал регулярно тренироваться в снукерном клубе Аккрингтона, уже за 12-футовым полноразмерным столом. Его отец каждый день после школы возил его туда. Затем, с 15 до 18 лет он всё свободное время проводил, играя в снукерном центре Padiham Snooker Center в Бернли.
Там он занимался с экс-профи Полом Ринальди,который стал его первым тренером. По словам Фараха, Ринальди оказал огромную помощь в улучшении его игры в целом – будь то отыгрыши, брейки, построение серии, дальние удары и ведение кия.
Но говоря о том, в чем Ринальди помог ему в первую очередь, Аджаиб говорит: «Ну, он заставил меня тренироваться, когда я этого не хотел. Научил меня с умом тратить время. Я проводил в его клубе по 4-5 часов в день и Пол постоянно наблюдал за мной, подсказывал, помогал во всех аспектах игры». Его любимая фраза: «Чем больше практики вы приложите, тем больше вам вернет игра».
После того, как в 2010 году Ринальди продал клуб, Аджаиб занимался в клубе Престона, которым руководит еще один бывший профи – Шокат Али.
Шокат оказал большое влияние на Фараха, лично занимаясь с ним три раза в неделю. Именно тогда молодой игрок увидел серьезный прорыв в своей игре. Для Фараха это был первый раз, когда ему приходилось противостоять такому сильному игроку, как Али. Фарах утверждает: «Как только у него появлялся один шанс, он забирал фрейм».
Аджаиб раз за разом, в течение шести месяцев, три раза в неделю проигрывал Шокату. Затем однажды внезапно победил его.
«Сначала я даже подумал, что он поддался. Я был очень счастлив, особенно потому, что в тот раз мой отец пришел в клуб посмотреть на игру».
Со временем, Аджаиб стал регулярно побеждать Али и совладельца клуба – еще одного бывшего профессионального игрока Стюарта Петтмана. 3 года спаррингов с такими игроками, как Али и Петтман помогли вывести игру Фараха на новый уровень.
Затем он перешел в снукерную академию Олдхэма, которой руководил Мохаммад Нисар. Тут он и тренируется до сих пор.
Свою первую сотню Фарах сделал в возрасте 15 лет в матче против Ринальди в Padiham Snooker Center.
«Шаром на сотню был последний розовый. Я даже не думал о выходе на желтый, просто вколотил шар. Хотя там могла получиться очень крупная серия. Это была эйфория. Я думал, что теперь могу победить любого игрока. Серьезно, пару недель я считал себя непобедимым, а потом несколько месяцев у меня не получалось снова сделать сотню».
Первый вне турнирный максимум Фараха пришелся на тренировочный матч с Марком Бойдом на «Падихэме». Это было в 2012 году.
«Как только я забил 10 красных и 10 черных, я начал очень нервничать. Старался не подавать вида. А потом добрался до желтого и уже дрожал, как лист. Хотя в итоге мне удалось зачистить стол. Как и после первого сенчюри, я был на седьмом небе от счастья».
Самый высокий турнирный брейк Аджаиба составляет 140 очков и был сделан в 2011 году в матче против Ли Пейджа.
Первым крупным титулом, который выиграл Фарах, стал чемпионат Северо-западной Англии U-16. – Серия из четырех турниров проводившихся в Ливерпуле, Манчестере, Престоне и Олдхэме. Аджаиб стал чемпионом после того, как выиграл все четыре турнира. До него это делал только Пол Хантер.
Затем он выиграл чемпионат Ланкашира до 18 лет. А его главная победа была достигнута на Belgian Open U21 в Генке, там в финале Фарах победил готовящегося к дебюту в профи Луку Бреселя со счетом 5: 1.
«Финал Belgium Open был одним из моих лучших матчей. Я почти не ошибался. Не давал сопернику начать атаку. После этой победы я понял, что могу быть профи».
Перерыв в карьере и возвращение.
Казалось, что новые успехи вот-вот придут. Но вскоре Аджаиб начал работать в мясной лавке своего отца несколько дней в неделю, совмещая работу с игрой в снукер. Это сказалось на спортивных результатах. А в 2013 году умер дядя Фараха живший в Пакистане. Его отец теперь был вынужден большую часть времени проводить на родине, а на Фараха легло бремя управления семейным бизнесом. Так продолжалось более трех лет.
Не считая игр в местной лиге один-два раза в неделю, до 2017 года снукер пропал из его жизни. Но этого было явно недостаточно, чтобы поддерживать высокий уровень игры и тем более совершенствоваться.
В середине 2017 года у Аджаиба наконец-то появилась возможность полноценно вернуться к игре. 2017 год вообще выдался для Фараха удачным. Он женился также на пакистанке, родившейся в Великобритании Халиме Матлуб.
После возвращения в снукер Аджаиб одержал победу на East Lancashire Open 2018. Он победил Джека Дэдди в финале со счетом 5:3. Дэдди когда-то был одним из лучших молодых игроков Ланкашира. Также как и Аджаиб, он тренировался в снукерном центре Padhium и в лучшие годы Фарах легко обыгрывал Дэдди. Эта победа помогла Фараху поверить, что он может вернуть былую форму.
В мае 2018 года Фарах заявился в Q’School, чтобы попытаться пробиться в профи. Сделать этого не получилось, но 7-е место в Q School Order of Merit дало Аджаибу возможность попасть на четыре профессиональных турнира.
«Я чувствовал себя готовым побеждать, потому что очень усердно тренировался перед турниром. Но если я смог занять 7-е место в рейтинге Q’School из 230 участников, значит смогу сделать и еще один шаг».
Q School 2020
Готовясь к Q’School, которая стартовала 3 августа 2020 года, Фарах работал полный день в семейном магазине, который его отец и дядя купили в 2016 году. Кроме того, перед мусульманским праздником Ид-аль-Адха и в день праздника (31 июля) Фарах был целыми днями занят раздачей мяса курбани.
5 августа 2020 года Фарах Аджаиб выбыл из второго турнира во втором раунде, проиграв Матеушу Барановски со счетом 3:0.
Двумя днями позже уступил Лео Фернандесу 4-1 в 5-м раунде первого турнира. Фарах показал свой лучший снукер, но не смог превзойти лучший результат на этом турнире, показанный в Школе 2018 года.
«Я старался изо всех сил, но победить было не так просто – соперник играл лучше».
Оставался последний шанс в третьем турнире. В 3-м раунде Фарах без особых проблем обыграл своего давнего друга и спарринг-партнера Саймона Блэквелла 4-2. Следующий матч был гораздо более сложным, но в итоге он выиграл в контре у Дженсона Кендрика.
Поведя со счетом 2:0, Фарах имел отличные шансы и в третьем фрейме, но обидно его отдал, а затем уступил еще в 2 партиях – Дженсон вышел вперед 3:2. Однако Фарах собрался и победил, сделав 2 крупные серии.
В 5-м раунде Фарах также в контре победил молодого валлийца Дилана Эмери. В решающем фрейме он отставал в счете на сорок с лишним очков и играл из снукера, но сумел поставить сложный ответный снукер, из которого Эмери так и не смог выйти. – Судья не объявил miss, когда биток прошел всего в миллиметре от прицельного шара. К этому моменту Аджаиб заработал фолами соперника 40 очков.
Фарах считает, что в данном случае судья, вполне имел право действовать на свое усмотрение и принял правильное решение.
Дилан Эмери:
«Я абсолютно опустошен. За все время, что я играю в снукер, я никогда не проигрывал настолько обидно».
В решающем матче Фарах победил со счетом 4:2 французского юниора Бриана Ошойски уже после полуночи в понедельник, 10 августа.
Таким образом, Фарах получил место туре на сезоны 2020/2021 и 2021/2022.
«Это был очень длинный день. Я очень рад, что преодолел это испытание. Стать профессионалом – это мечта. Я с нетерпением жду дебюта в World Snooker Tour. Для меня это фантастическая возможность продемонстрировать всё, что я умею перед миллионами зрителей».
Мохаммед Нисар, владелец Oldham Snooker Academy и тренер Фараха.
«Я знаю Фараха Аджаиба с 16 лет. Он действительно очень талантливый игрок. Ему пришлось приостановить снукерную карьеру из-за смерти дяди в Пакистане, из-за чего он был вынужден больше времени заниматься семейным бизнесом. Но Фарах боролся изо всех сил – он действительно много работал, чтобы вернуться и достичь профессионального статуса. Учитывая, что Фарах играл и тренировался только только в свободное от работы время, это феноменальное достижение, семья должна очень гордиться его успехом».
Крис Норбери:
«Фарах заслуживает этого шанса. Очень талантливый игрок, который демонстрирует очень зрелищную игру».
Джейсон Фергюсон:
«Мы стремимся развивать снукер во всем мире. Замечательно, что к Туру присоединяется игрок южноазиатского происхождения. Он очень талантлив, поэтому будет интересно увидеть его матчи против лучших игроков на крупнейших турнирах.»
Что дальше?
Став профессионалом, Фарах планирует полностью сосредоточиться на снукере.
«Моя первая цель – начать выиграть матчи и, надеюсь, через два года попасть в топ-64. Это позволит мне оставаться на профессиональном уровне».
В долгосрочной перспективе Фарах заявляет, что его цель – победа в рейтинговом турнире. На данный момент это может показаться слишком оптимистичным. Тем не менее, Фарах считает, что у него есть потенциал для того, чтобы соревноваться на высшем уровне. На вопрос о том, кого он больше всего хочет победить, Фарах отвечает:
«Определенно Ронни О’Салливана, потому что он лучший. Чтобы стать лучшим, нужно побеждать лучших».
Хотя сейчас Аджаиб выступает под английским флагом, он говорит, что готов представлять Пакистан. “Отец был бы на седьмом небе от счастья. – Он до сих пор сохраняет тесные связи со своей родиной”.
В пример он приводит дальнего родственника Фараха – Шоката Али, который изначально представлял Англию, но играл за Пакистан на международных турнирах и даже побеждал на Азиатских играх.
“На ранних этапах снукерной карьеры отец очень поддерживал меня. Возил на тренировки, приходил смотреть спарринги по выходным, приезжал на турниры. Выступление под флагом Пакистана будет для него большим подарком. Так что всё возможно”.
Среднее время, затрачиваемое на один удар у Фараха Аджаиба составляет около двадцати секунд. Рассуждая о своей игре, он говорит, что предпочитает скорее атакующую открытую игру, чем долгие тактические розыгрыши.
«Я считаю, что хорошее построение серий – это самый быстрый путь к победе. Отыгрыши важны и их мне определенно нужно улучшать, чтобы быть конкурентоспособным в профи. Но в первую очередь я делаю ставку на серийность».
Еще одним важным аспектом для достижения успеха в снукере Фарах считает темперамент. Его позитивный взгляд на жизнь и сильный характер помогут одерживать победы в профи.
Когда его спросили о том, как Барри изменил снукер и насколько это полезно для игроков, Фарах ответил:
«Мы перешли от шести до почти двадцати турниров в год. Так что теперь снукер – работа с полным рабочим днем, а раньше это была неполная занятость. Современный снукер не похож на то, что было в раньше. Тогда игрок мог заплатить взнос, чтобы стать профессионалом. Сейчас желающих очень много и заработать свое место в туре совсем не просто».
Фарах советует молодым начинающим игрокам продолжать усердно работать и не отступать из-за неудач. Недостаточно просто полагаться на талант.
по материалам сайта www.desiblitz.com