Шестую статью серии, посвященной наиболее выдающимся моментам снукерной истории, Дэвид Хендон посвящает удивительной победе Джо Джонсона на чемпионате мира 1986 года.
“Это самый поразительный финал ЧМ, который я когда-либо видел”, – так концовку финала чемпионата мира 1986 года описал комментатор BBC Тэд Лоу. И это при том, что буквально год назад он комментировал финал между Дэннисом Тейлором и Стивом Дэвисом с драматичной развязкой на черном шаре.
Впрочем, его можно понять. Для Тейлора тот финал был не первым, да и так или иначе был одним из фаворитов того ЧМ, хотя саму концовку не решился бы предсказать даже самый смелый любитель триллеров. А вот победа Джонсона пришла из ниоткуда.
Джонсон родился и вырос в Брэдфорде. Он работал в газовой компании, а в снукере был очень крепким любителем. В 1978 году он добрался до финала любительского ЧМ, в котором уступил Клиффу Уилсону. Он не видел особого смысла становиться профессионалом – денег в снукере тогда было не очень много – но победа Терри Гриффитса в 1979 году поменяла его настрой. Если Терри смог свергнуть старый строй, почему бы не попробовать и ему?
На этот решительный шаг Джонсон решился, когда ему было 27, очень поздно по нынешним меркам, и смог поучаствовать лишь в двух турнирах своего первого сезона. Основной заработок он получал с выставок и матчах на деньги, в которых он среди прочих играл со Стивом Дэвисом. Кстати, с Дэвисом у него всегда была хорошая статистика личных встреч, что окажет влияние и на пути к триумфу в Крусибле.
Прогресс в туре у Джонсона был довольно медленный, но в 1983 году ему удалось выйти в финал рейтингового турнира Professional Players Tournament, в котором он уступил в решающей партии Тони Ноулзу.
В том же сезоне он впервые вышел на ЧМ, но в первом же раунде уступил Дэннису Тейлору 1-10. На следующий год он смог пробиться в топ-16 (а именно ровно на 16-е место) благодаря нескольким неплохим результатам, в том числе полуфиналу на турнире Mercantile Classic.
В 1986 году от него многого не ждали. Против Дэнниса Тейлора Джонсон всегда играл плохо, а именно он должен был стать соперником Джо во втором раунде. Но действующий чемпион мира неожиданно сложил свои полномочия в первый день турнира, проиграв Майку Халлетту. Джонсон одолел вначале Дейва Мартина, а затем и Халлетта, и вышел в четвертьфинал.
В нем он встретился с Терри Гриффитсом. Терри был его бичом: Джонсон был атакующим игроком, и ему было очень тяжело играть против Гриффитса, так что он почти всегда ему уступал.
Казалось, Гриффитс переломил ход встречи, когда он выиграл 5 фреймов подряд в решающей сессии, доведя счет до 12-9. Но когда Терри оставалось выиграть всего один фрейм, Джонсон сумел выдать один из самых вдохновленных спуртов в истории Крусибла. Джонсон выиграл все оставшиеся 4 фрейма, сделав две сотни, что принесло ему победу со счетом 13-12. Впервые возникло ощущение, что у него есть шанс добраться до титула.
С ощущением, что ему уже нечего терять, Джонсон обыграл Ноулза 16-8. В финале ему предстояло встретиться со Стивом Дэвисом, который жаждал победы после того, что произошло год назад.
Можно было сказать, что в том финале Дэвису было что терять, а Джонсон мог только приобрести. Поражение для Дэвиса стало бы еще одним ударом по репутации. С точки зрения Джо, все давление было на его сопернике, ведь он сам уже гарантировал себе 40 тысяч фунтов – сумму, которую он едва ли видел в своей жизни – и незабываемые впечатления.
На его стороне была и публика. Не только потому, что он был аутсайдером, но и потому, что он был родом из Йоркшира. Джонсон знал, что ему по силам обыграть Дэвиса, ведь он это делал очень часто в матчах на деньги, которые они нередко проводили.
В первой сессии Дэвис сделал две сотни, но по ее итогам уступал 3-4. Вечером он смог выиграть 4 партии подряд, но Джонсон сумел довести счет до равного к концу дня – 8-8.
В третьей сессии вновь одному из игроков удалось выиграть все фреймы первой полусессии, но на этот раз это был Джонсон, причем ему удалось удержать преимущество к концу сессии, 13-11. Ну а вечером, когда, казалось бы, он должен был начать чувствовать давление, Джонсон практически без проблем довел матч до победы, выиграв пять фреймов из шести. Хотя и того невероятного напряжения, как год назад, уже не было, матч вновь привлек огромное внимание публики: по телевидению матч смотрели 16 миллионов человек.
Джонсон в 33 года стал чемпионом мира. Это было совершенно неожиданно, поразительно, как сказал Лоу, а его жизнь поменялась так, как он себе и представить не мог.
Было, конечно, и хорошее: приглашения на все турниры, лучшее обслуживание, королевское отношение, но была и другая сторона медали. Газеты начали копаться в его личной жизни, к нему постоянно было приковано внимание, а у самого Джонсона начало возникать чувство, что он находится под какой-то осадой. Он начал терять ощущение, что его жизнь принадлежит только ему самому, и быстро потерял форму.
Следующий сезон был кошмаром, пока не наступил новый ЧМ, который ему предстояло защищать.
С колоссальным трудом Джонсон смог обыграть Юджина Хьюза в решающей партии, но затем он сумел продемонстрировать настоящее чудо и вновь выйти в финал, обыграв в четвертьфинале тогда еще подростка Стивена Хендри со счетом 13-12, а в полуфинале – Нила Фулдса 16-9.
В финале ему вновь предстояло играть с Дэвисом. Перед последней сессией он уступал 10-14, выиграл три партии подряд, возникло ощущение, что может случиться еще одна невозможная победа. Но этому все же не суждено было случиться. Дэвис выиграл 18-14, а Джонсон и по сей день остается игроком, который был ближе всего к тому, чтобы преодолеть “проклятье Крусибла”.
Ему уже тогда было солидно за 30, а тогда это было время, когда у всех игроков начинался серьезный спад. Ему удалось выиграть еще один титул (Scottish Masters 1987 года), но проблемы со здоровьем привели к тому, что он начал быстро терять позиции в рейтинге.
Окончательно его профессиональную карьеру закончила травма ноги в 2002 году, но он до сих пор играет в выставочных матчах, ветеранском туре и комментирует на британском “Евроспорте”.
Забавным эпилогом к этой истории стало то, что когда Джонсон захотел показать своим знакомым, которые не видели тот финал, запись с кассеты, он неожиданно обнаружил, что кто-то из его детей перезаписал ее на несколько серий одного из мультсериалов.
К счастью, BBC смогла прислать замену для этого невероятного, любезного и скромного мастера сукна.
Автор: Дэвид Хендон.
Источник: журнал Snooker Scene, декабрь 2018