Ровно 30 лет исполнилось 29 апреля с тех пор, как Стивен Хендри стал самым молодым чемпионом мира в истории снукера. Журналист и комментатор Дэвид Хендон возвращается к моменту завоевания Стивеном первого титула и тому импульсу, который положил начало изменениям в игре.
В 80-е обычно говорили, что на британском телевидении чаще Маргарет Тетчер появляется только одна персона Стив Дэвис, однако в 90-м оба были свергнуты: Тетчер — своей же партией, а Дэвис — тем, кто пришёл на смену и оказался лучше.
После сокрушительной победы над Пэроттом в финале Чемпионата мира 1989 года (18-3) предполагалось, что «династия Дэвиса» готова продолжаться и продолжаться. Это был шестой успех Стива в Крусибле. Англичанин участвовал в 8 из 9 прошедших финалов на мировых первенствах. Но уже в конце 89-го Стив в финале UK был побеждён тем, кто сменит его на снукерной вершине.
Хендри 12. Он вместе с матерью прогуливается по Данфермлину и проходит мимо витрины, за которой виден шестифутовый снукерный стол. Приближается Рождество… Стивен никогда не играл в снукер и не видел игру по тв, но предупредил, что этот подарок его обрадует. Четыре с половиной года спустя Хендри впервые играет в Крусибле.
Стивена отличала жёсткая решительная манера игры, особенно по меркам Дэвиса, и шотландец, когда ему было 18, разбил англичанина на Grand prix-87. У Хендри был агрессивный стиль снукера, вся осторожность была выброшена вон, в то же время шотландец соблюдал самодисциплину, хорошо управлял собой и фокусировался на внутреннем спокойствии. Эта была ещё эра, в которой преобладал в значительной степени один стиль — стиль Дэвиса. Были и в эти времена атакующие игроки, но они, как правило, не становились мульти-чемпионами. Хендри изменил это.
Он выиграл Мастерс, впервые участвуя в элитном турнире, в начале 89-го, затем обыграл Дэвиса на UK, и весной 90-го пробился в Крусибл в числе «Большой четвёрки» — главных претендентов на трофей. В эту четвёрку, кроме Стивена, входили Стив Дэвис, Джон Пэрротт и Джимми Уайт.
Все четверо планово добрались до полуфинала. Хендри обыграл Пэрротта 16-11, однако снукерный мир отказывался отдать предпочтение Стивену в предстоящем финале против Джимми Уайта, который нанёс поражение Стиву Дэвису 16-14. Взамен общественность получила поток свежей волны, которой будет отмечена предстоящая снукерная декада, двухдневный фестиваль атакующей игры, где фортуна была на стороне смельчака.
Уайт стал самым молодым финалистом Крусибла в 1984-м, когда ему только исполнилось 22, Хендри было ещё 21 и несколько месяцев. Если Дэвис уже диктовал свой подход к снукеру в те времена, тогда как Уайт по манере игры был, очевидно, предвестником Хендри: завладеть инициативой, не отпускать и не показывать слабости. Но пока Джимми отдавал предпочтение развлечениям, главной мотивацией Хендри, как и у Дэвиса, было стремление к победе.
Первую сессию финала Хендри завершил 4-3 и удержал перевес по завершении игрового дня 9-7. Выигранные четыре фрейма кряду после возвращения плавно приближали шотландца к победе (13-7), но англичанин сохранил надежду, взяв три из четырёх партий полусессии. 14-10.
Финальный вечер таит в себе триумф или забвение, где талант и темперамент проявляются как нигде. Хендри комфортно сдал экзамен, стремительно дойдя до счёта 18-12 и сместив Алекса Хиггинса с позиции самого молодого чемпиона мира.
Никогда ещё финал Чемпионата мира не выигрывали так! Средняя продолжительность фрейма составила не более 12 минут. В 18 выигранных партиях Стивен сделал 3 сотни и 12 полусотен. Snooker scene описал его «пугающе свежим после матча», также добавил: «он должно быть доволен победой, но это не радость человека, который взял один из больших турниров, это убеждённость того, кто верил всем сердцем в то, что способен взять мировой титул и где он должен быть».
Хендри не обыграл Дэвиса на ЧМ, но всё же сместил его с первой строчки WR, и хотя Дэвис выиграл больше титулов на тот момент, баланс сил никогда не сместится обратно. Это был новый чемпион новой эры. Что более значимо, это был иной путь к чемпионству. Это был новый способ играть.
Конечно, это был только старт противостояния Стивена и Джимми в финалах мировых первенств, но и в трёх других очных встречах один и тот же человек станет триумфатором. Хандри не проигрывал в Крусибле с 1992 до финала в 1997, свой 7 титул (!) он взял в 1999. Этот рекорд по-прежнему держится, и, несмотря на прилив свежей крови, происходивший за эти 30 лет, Хендри остаётся самым молодым чемпионом и, вероятно, будет ещё какое-то время.
На ЧМ-12 Стивен в возрасте 43 лет сделал максимум и добрался до 1/4 финала. Большинство игроков были бы счастливы от этого, но не Хендри, потому что он — не большинство. Сбившись с курса былых побед, он закончил карьеру.
Легко давать оценку наследию Стивена во времена большого количества титулов, но как раз важнее отметить, что на этом пути он изменил саму игру. Он был знаменосцем эры более атакующего снукера, вдохновляя чемпионов, шедших по его следам.
Джадд Трамп сказал в этом сезоне: когда он знает о том, что его игру комментирует Хендри, он забивает особые выставочные удары, как бы обращаясь к Хендри, посылает их ему. Трампу не было ещё года во время ЧМ-90, но он осознаёт значимость победителя того первенства для спорта.
Что касается Джимми Уайта, великого игрока, которому всё время препятствовал Хендри, он может понять сказанное Бингом Кросби о Фрэнке Синатре: «У него тот голос, который случается раз в жизни. Почему этот голос должен был принадлежать мне?».
Перевод Кирилла Прудкого
Оригинал статьи Дэвида Хендона https://wst.tv/hendrys-golden-era/
P.S. Чем всё-таки удивительны самоизоляционные дни – делаешь что-то впервые)