Дэвид Хендон продолжает серию, в которой он вспоминает наиболее выдающиеся моменты снукерной истории, статьей о незабываемом вечере на Мастерсе, случившемся 35 лет назад.
В 1980-е, когда британский зритель мог выбирать всего из четырех каналов, снукер был мейнстримным развлечением: яркая смесь характеров способствовала постоянной “мыльной опере”, как за столом, так и вне его.
В этой серийной драме Кирк Стивенс был одним из самых популярных персонажей. Молодой, красивый, с протяжным канадским произношением, он играл со своим особым стилем, зачастую в белом костюме – прямо как другая икона того времени, Джон Траволта в “Лихорадке субботнего вечера”.
Он прошел через суровую североамериканскую пуловскую сцену, где агрессия и сопутствующие пороки были обычным делом. Стивенс как-то вспоминал: “Когда мне было 15 лет, я выглядел на 12, так что когда такой мелкий хиляк подходил к кому-нибудь и говорил: “Давай сыграем на 500 долларов?”, они считали что они не могут проиграть”.
Жестокость и угрозы еще большей жестокости оставались за кулисами матчей на деньги. Однажды Стивенс выиграл 10 тысяч долларов в Огайо, но ему пришлось улепетывать на машине под обстрелом пуль.
В 18 лет его мать умерла в результате пожара, который, скорее всего, был умышленным поджогом. Стивенс был подавлен горем, но в результате решил продолжить свою снукерную карьеру в Великобритании, последовав за Клиффом Торбурном и Биллом Вербенюком, и соревноваться уже в профессиональном туре.
Он дошел до полуфинала в Крусибле в 1980 и 1984 годах и поднимался до 4 места в рейтинге. Как раз будучи четвертым в рейтинге, вечером субботы 28 января 1984 года он играл в полуфинале Мастерса с Джимми Уайтом в конференц-центре Уэмбли.
Они были хорошими друзьями и любимцами публики. Матч явно удавался, Уайт вел 5-3, в девятом фрейме получил шанс, но не реализовал его и отдал атаку Стивенсу.
Стивенс начал брейк, сыграв 8 красных через черный, после чего он сыграл красный с идеальным выходом на черный через дальний борт. Ему удалось справиться с нервами и разыграть отлично расположенные красные через черный. Некоторое волнение, впрочем, вызвал выход на желтый, которому чуть было не помешал кэннон с розовым.
Стивенсу пришлось играть желтый с рестом, в результате чего он плохо вышел на зеленый. Сложный зеленый он сыграл и через несколько бортов вышел на коричневый, но снова не идеально. Он сыграл и коричневый и вышел на простой синий, но с не самым удобным углом для перехода на розовый. Пришлось играть непростой розовый с выходом на черный через дальний борт, но и это Кирку удалось. Черный тоже был не самым простым, но и здесь он справился с резкой и оформил максимальный брейк.
Канадский актер Дональд Сазерленд опоздал на матч, так что первый снукерный фрейм, который он увидел вживую, оказался фреймом, в котором Стивенс сделал максимум. Это было редчайшее событие – ведь максимум за ТВ-столами до сих пор был сделан лишь дважды – так что матч приостановили, чтобы поздравить Стивенса, а представитель спонсора выдал ему чек на 10 тысяч фунтов, положенные за максимальный брейк.
Следующий фрейм Стивенс проиграл, а вместе с ним и матч. Уайт выиграл турнир, но Стивенсу удалось оставить незабываемый след в истории Мастерса, который запомнило целое поколение любителей снукера.
Стивенс однозначно ловил кайф, но причина была не только в снукере. Зачастую игрокам в туре становится скучно. Стивенс был молодым, хорошо зарабатывающим, так что стал магнитом для нахлебников, которые пытаются втереться в компанию снукеристов, которым не хватает компании и удовлетворения эго.
Наркотики всегда были фоном североамериканской бильярдной субкультуры, и вдали от дома Стивенс стал, по его же словам, “беспомощно зависимым” от кокаина. Он оценил свои траты на него в 250 тысяч фунтов за 6 лет.
Стивенса публично разоблачили в 1985 году, после поражения от Сильвино Франциско в финале British Open. Франциско, живший недалеко от Стивенса в Честерфилде, был убежден, что его соперник находится под влиянием чего-то во время матча, о чем прямо говорил ему между фреймами в туалете. Один из журналистов узнал про это и незаметно записал утверждения Франциско на диктофон, что впоследствии стало основой для эксклюзивного репортажа в Daily Star, который попал на обложку выпуска, вышедшего в первый день чемпионата мира.
Стивенс признался в своей проблеме. Его госпитализировали, после чего он трижды проходил реабилитацию. Его борьба с наркотиками привела к провалу в карьере, в результате чего он быстро спустился вниз в рейтинге.
В 1993 году Стивенс покинул тур. Ему было 35 лет. Что снукеристу делать без снукера? Даже Ронни О’Салливан признавался, что во время творческого отпуска многие дни он ощущал пустоту. Стивенсу приходилось как-то зарабатывать. Он пробовал себя на разных поприщах – продавец машин, садовник-декоратор, лесоруб… Заодно Стивенс узнал, что боится высоты.
Стивенс был мало заинтересован в снукере, когда вернулся домой в Канаду, но в конце концов вновь стал играть и в 1998 году выиграл североамериканскую квалификацию и вернулся в тур. К его возвращению был прикован серьезный интерес, но его форма была бесконечно далека от идеала, так что он вновь вернулся в Канаду. В 2008 году он выиграл национальный чемпионат Канады и принимал участие в любительском чемпионате мира.
Автор: Дэвид Хендон.
Источник: журнал Snooker Scene, январь 2019