В сети, к сожалению, много негативных мнений и критики о работе некоторых комментаторов. Мнения эти субъективные. И чтобы у каждого из вас была возможность сложить собственное, чуть более объективное мнение, и был задуман этот, так скажем, проект. Планировалось продолжение и с другими молодыми комментаторами, если народ заинтересуется. Не заинтересовался)
_
Практически невозможно представить себе какое-либо спортивное событие без привычного звукового сопровождения. Но в силу различных обстоятельств каждый из нас хотя бы раз смотрел эфир без звука или с интершумом. Согласитесь, чего-то не хватает? Голоса за кадром! Интересно, кто эти люди, которых мы слушаем, чьи голоса мы узнаем и радуемся очередной встрече? Люди, которых мы не видим, но без которых любой телеэфир теряет свой шарм.
Кому-то даже может показаться, что комментатор не так важен, как то, что происходит на экране, что «так и я могу, сиди себе да говори, что видишь». На самом деле это непростая работа. Хороший, грамотный, умеющий держать аудиторию комментатор не просто отсиживает в кабине свои часы, он повышает зрительский интерес, заряжает своим энтузиазмом, эмоциями от репортажа, делает рейтинги, а кому-то даже поднимает настроение. И сегодня мы познакомимся поближе с одним из них. Комментатор снукера – Артём Романов.
– Артём, поздравляю с завершением сезона. Лично для вас есть какие-то разочарования или наоборот – приятные неожиданности?
– Минувший сезон получился офигенным, другого слова не подберу. Не только элита (особенно class of 92) держала марку, но и молодёжь на более или менее регулярной основе обыгрывала фаворитов. Так ещё и много игроков впервые в карьере добирались до решающих стадий рейтинговых турниров (14 человек впервые играли в полуфиналах). Мне кажется, это классно!
Если говорить о разочарованиях, то частенько хотелось браться за голову от игры Селби и Робертсона. Да, Марк и Нил не остались без титулов, но выступали они слабо. Именно на чемпионате мира меня расстроил Дин. Он загубил супершанс выиграть главный турнир в снукере. Боюсь, что этого уже никогда не произойдёт, но надеюсь, что ошибаюсь.
В графу приятных удивлений отнесу Цао – за его характер и прогресс на протяжении всего сезона (жаль, что смазал год непопадание на чемпионат мира), Дэя – за долгожданные победы на турнирах и Кайрена Уилсона – за качественный шаг вперёд и укрепление позиций в элите.
Но в целом я бы сказал, что весь сезон – одна большая приятная неожиданность! Все неубедительные выступления уходят на второй план, учитывая, каким увлекательным получился год!
– Чуть ли не самый главный вопрос, который интересует многих, как вы пришли в журналистику и в тележурналистику в частности?
– Ещё когда учился в институте, то начал работать. Это был 2014 год. Тогда я мечтал попасть в спортивное медиа и оказался в итоге в общественно-политическом СМИ в спортивном отделе. Я просто откликнулся на вакансию: «Ищем сотрудника в службу новостей». От новостей перешёл к текстам, на хоккейном чемпионате мира в Москве поработал, пару крупных турниров типа Олимпиады в Рио и чемпионата Европы во Франции прошёл. Но на этих событиях работал из Москвы. Есть что вспомнить, как говорится.
Но теперь я сосредоточен на снукере. Попал в число комментаторов через конкурс, но меня там, по-хорошему, не должно было быть. Во-первых, я даже не видел, что объявлен конкурс комментаторов. Мне друг с работы прислал ссылку на него и сказал что-то вроде: «Давай, попробуй, наверняка получится, ведь кроме тебя и Синицына это никто не смотрит». Я и решил поучаствовать, раза с третьего записал и отправил без серьёзных надежд на успех. Через пару месяцев мне позвонили и сказали, что выставят мой комментарий на голосование. Там я продул и никуда не прошёл, но обскакавшие меня соперники в итоге сами отвалились (кроме Марка Королёва), поэтому я, как лаки лузер, оказался в команде. Парочка тестовых эфиров – и вот я уже год пока ещё не российский голос, но российское эхо снукера.
– Если бы вы не стали комментатором, то кем бы сейчас был Артём Романов?
– Продолжал бы работать в спортивных медиа и готовился бы к чемпионату мира.
– Почему увлёк именно снукер? С чего все началось?
– Первый турнир, который посмотрел, был чемпионат мира 2007 года. Просто щёлкал каналы и остановился на бильярде. Я-то тогда только про русский знал да пул. Даже был не в курсе, что существует ещё и снукер. Вообще ничего не понимал и учил правила по трансляциям. Однако это не заставило меня ломануться в бильярдный клуб и целыми днями зависать у снукерного стола. Не уверен, что лет 10 назад они вообще были в Королёве. Потом, как он появился (примерно год 2012-й, может, чуть раньше или позже), я начал ходить туда и играть с товарищем. Сам подсадил его на снукер. А теперь, с января, начал ещё и тренироваться у себя в городе: 2-3 три раза в неделю по 2-3 часа хожу, когда время есть. Снукер – хорошая головоломка, так что я счастлив, что однажды увидел эту игру и увлёкся по полной программе.
– Знаю, что симпатизируете Марку Селби и Джеку Лисовски. Ваш стиль игры похож на кого-то из них или это что-то совершенно другое, или, например, что-то, присущее обоим игрокам?
– Мой стиль игры… если бы он у меня был. У меня есть трудности с забиванием шаров, поэтому вряд ли я хоть на тысячную долю похож на Лисовски в игровом плане. Но, конечно, хотелось бы играть зрелищно, эффектно, быстро. Я работаю над улучшением своих атакующих действий, а пока я бы сказал, что отыгрываюсь и ставлю снукера лучше. Не так давно мой тренер сказал после моих отыгрышей, что Селби бы поаплодировал таким ударам. Так что мой стиль игры всё-таки ближе к Марку, чем к Джеку.
– В период «межсезонья» чем занимаетесь? Может быть, комментируете что-то ещё? Или просто отдыхаете перед началом нового сезона?
– Иногда комментирую футбол. Не так давно в Москве прошёл крупный турнир среди любительских команд. Там я тоже поработал. Даже женский футбол комментировал. И это намного сложнее, чем снукер. А совсем недавно провёл репортаж с турнира по русскому бильярду. Это тоже трудно, но проще, чем женский футбол.
– Даёт ли Владимир Борисович вам, новичкам, какие-то советы или, может, указывает на ошибки, если они бывают?
– Конечно, указывает. Были же турниры, которые мы закрывали без него. Так он всё равно слушает нас, а потом оставляет свои замечания и наблюдения по услышанному. Мне писал на почту несколько раз, иногда я прям чувствовал, как он злится. Но это рабочие моменты.
Про ошибки тоже говорит, я даже решил, что надо бы над речью поработать, поэтому месяц походил на курсы по искусству речи. Полезная вещь, кстати, учат правильно дышать, говорят, какие упражнения нужны, чтобы не косячить в эфире.
– Как относитесь к критике в сети?
– Я её не читаю. Первое время пытался где-то за этим следить, но много про себя не находил и в итоге больше не слежу за разговорами о себе в интернете. Пусть говорят, пусть пишут мне в личку, кто хочет, пусть пишут хорошее или плохое про меня, но только без хамства и оскорбления моих коллег.
– Всегда было интересно, слушают ли потом комментаторы свои эфиры?
– Вообще ни одного своего эфира не слушал целиком. Я понимаю, что нужно, знаю, что так я смогу стать ещё лучше, но ничего не могу с собой поделать. Когда слышу себя со стороны, хочется переключить канал или закрыть лицо руками.
– Вы очень активный пользователь социальных сетей. В твиттере общаетесь с подписчиками, поклонниками снукера. А среди них есть лично ваши поклонники?
– В твиттере они не признаются, мои ли они поклонники. Но некоторые желают удачи, ждут новых репортажей. Это правда вдохновляет и умножает в несколько раз желание быть лучше. Ведь я же для зрителей работаю, в первую очередь. И, кажется, у меня есть одна преданная фанатка, но я до конца не уверен в этом.
– Артём, спасибо большое вам, что дали возможность зрителям узнать вас получше. Хорошего отдыха, продуктивной работы и успехов в новом сезоне тем, кого вы поддерживаете.
– Большое спасибо! Перерыв перед грядущим сезоном большой, так что пусть все любители снукера наберутся сил, а потом не пропускают наших эфиров!
1.06.2018
Беседовала Юлия Кичаева