Дин Джуньху – новая звезда мирового снукера

Дин Джуньху – новая звезда мирового снукера

Решил поделиться ретро-статьей от 2007 года о восходящей тогда звезде китайского и мирового снукера.

 

20.04.2007
Брайан Вайнер, Independent


Чанг Ку, большой ресторан, построенный на месте дока, в районе Дигнл, Ливерпуль, не был настолько взбудоражен с тех пор, как туда на минуточку заскочила Черри Блэр. Хотя, подумав, следует признать, что даже миссис Блэр не смогла поднять такого переполоха. Каждые две минуты кто-нибудь из работников кухни осторожно приоткрывал створки ведущих в ресторан дверей, чтобы украдкой взглянуть на молодого человека, увлеченно поедающего поджаренный тофу с горохом. А уже после обеда с ним сфотографировались все официанты заведения. И даже преисполненный чувства собственного достоинства менеджер не удержался от соблазна и во время съемки, улыбался только чуть менее широко, чем остальной персонал.


Объект такого повышенного внимания одет в футболку с изображением Майкла Джордана – яркое напоминание о том, что он, по сути, всего-навсего ребенок, который искренне восхищается настоящими звездами, пусть даже этому ребенку и удалось занять третье место в списке самых популярных спортсменов Китая. Выше, чем Дин Джуньху в этом рейтинге лишь баскетболист Хьюстон Рокетс Яо Минг и бегун на 110 метров с барьерами Сяо Лю, правда, если молодой снукерист выиграет Чемпионат мира, который начнется завтра, именно он станет национальным героем для 1,3 миллиардного народа.


Но для начала Дину надо будет победить Ронни О’Салливана, с которым ему предстоит встретиться уже в матче первого круга. Салливан, не испытывающий восторга от такого положения дел, уже успел заявить, что их свели специально. И действительно, такая снукерная «вкусность», как игра между Салливаном и Дином не часто случается на ранних этапах турнира. Но позже Ронни взял свои обвинения назад – это сейчас Дин 9 номер в рейтинге, а на момент составления сетки он был только 27.
Уже после обеда, я спросил Дина через переводчика, сопровождающего молодого снукериста на всех мероприятиях, на что это похоже – играть с Салливаном.

« Технически, он лучший игрок в мире, – последовал ответ, – ему нельзя давать ни малейшего шанса. К тому же, вам приходится играть не только с Ронни, вам приходится играть еще и с его болельщиками.”


Слова Дина основаны на горьком опыте. В финале Saga Insurance Masters, Уэмбли он имел несчастье встретиться не только с Ронни в момент, когда тот был в фантастической форме, но и познакомиться с шумной толпой, которая неистово поддерживала своего героя… и бурно радовалась каждому промаху его юного оппонента. При счете 3-9, готовый расплакаться Дин хотел сдаться, не дожидаясь конца матча, но Салливан сумел его отговорить. Ронни сказал ему, что на свете есть вещи важнее снукерных турниров, – семья, например, которая стоит беспокойства куда больше, чем какой-то матч.

« Мне удалось прийти в себя после этого, – говорит Дин, – больше такого не повторится ».


Правда некоторые болельщики считают, что Крусибл закончится для Дина уже в воскресенье, когда он перед игрой пожмет руку Салливану . Они забывают, что в январе на Уэмбли, Ронни всего лишь сравнял счет по матчам, который Дин открыл в августе, выиграв Northern Ireland Trophy. А в победном для себя Чемпионате Великобритании в 2005, Дин вообще уступил всего в 17 фреймах из 62.
Вполне очевидно, что он обладает в равной степени и талантом и выдержкой, необходимыми для завоевания самого важного трофея.


Первый раз талантливый ребенок заявил о себе в восемь лет. Произошло это на улицах Исина, города, расплоложенного недалеко от Шанхая.

В то время в Китае снукерных клубов было мало. Стол, на котором мой отец играл со своими друзьями, стоял прямо на тротуаре. И однажды мне удалось обыграть одного из его друзей в восьмерку “.


Его отец, скромный продавец обуви, вскоре понял, какой бриллиант находится в его руках, и принял решение отвезти Дина в Дунгуань – город, где тренировалась национальная снукерная команда. Там они поселились в комнатке площадью в пять квадратных метров, где в качестве стены, разделяющей клуб и их «квартиру», выступала тоненькая перегородка. Когда они потратили все деньги, отец Дина позвонил жене и попросил ее продать дом в Исине, поставив их дальнейшую судьбу на талант сына.
Ставка сыграла – Дин старший больше не продает обувь. На деньги, которые платят спонсоры сына, он организовал снукерный клуб с 26 столами в Шанхае (хотя это самое незначительное проявление того влияния, которое Дин оказывает на снукер в Китае). Более 100 миллионов зрителей наблюдало за его победой на Чайна Оупен 2005, и с тех пор интерес к этому виду спорта увеличивается в геометрической прогрессии. Говорят, что ежедневно в Китае играет в снукер 2 миллиона человек. И более 10 миллинов играют больше одного раза в неделю… Дин почти с напускной скромностью допускает, что именно его выступления могли иметь такой поразительный эффект.


Когда я был маленьким мальчиком, снукер не входил в десятку любимейших видов спорта в Китае, – рассказывает он мне, – самым популярным был настольный теннис, за ним шли футбол, баскетбол и бадминтон. Сейчас на вершину поднялся баскетбол из-за Яо Минга. Но зато снукер теперь определенно в первой пятерке.”


После этой фразы, Дин переключает свое внимание на пропаренные морепродукты. Его переводчик Мэтт Чзан делится собственными наблюдениями:  « Дин невероятно популярен в Китае. Он не может даже пройтись по улице, чтобы его кто-нибудь не узнал, даже если эта улица находится в каком-нибудь небольшом городе во Внутренней Монголии (район Китая)».


Чтобы добиться такой известности, ему пришлось поехать в город Веллингборо, который находится в стране намного более далекой, чем Внутренняя Монголия. Проницательный Кит Уоррен, который, как и Питер Эбдон, уже «вел» нескольких китайских игроков, знал о Дине, когда тот еще одиннадцатилетним мальчишкой регулярно бил неплохих взрослых снукеристов. Когда Цзюньхуэю исполнилось пятнадцать, Уоррен устроил ему поездку в Англию на шесть недель для тренировок с чемпионом мира того года – Питером Эбдоном. Того что продемонстрировал Дин хватило, чтобы Эбдон пригласил его приехать на более длительный период, и поселил Дина в доме своей тещи в Веллингборо.


Воспоминания заставляют Дина застенчиво улыбнуться.

Я первый раз уехал из дома. В Китае у меня была семья, меня окружали друзья, а здесь мне приходилось надеяться только на себя. Я не говорил по-английски, и по-прежнему говорю на нем не очень хорошо. Погода была не такой, все, что меня окружало, было непохоже на то, что я видел раньше. После Китая очень странно видеть полупустые улицы Веллингборо днем, и практически пустые вечером. Нет высоких зданий. Еда тоже была непривычной. До моего приезда в Англию я никогда не пользовался ножом и вилкой, но здесь пришлось научиться. Благодаря этим трудностям, я вырос как личность, стал более независимым, хотя вначале было очень тяжело. Я ведь даже готовить не умел, ничему и никогда у мамы не учился, и когда в первый раз попытался сделать китайское блюдо, оно оказалось совершенно несъедобным. “


Сейчас Дин живет в Шеффилде и в прошлое воскресенье отыскал китайский ресторан, который, с его точки зрения, кажется лучшим в городе. «Да, – подтверждает Дин, – там тоже пришлось очень много фотографироваться. И заплатить пришлось тоже». В некоторых китайский ресторанах денег с него не берут.

« Я все еще скучаю по маминой стряпне, – добавляет он – особенно по ее хо го». Название этого блюда на наш язык удачней всего переводится как «тушеное мясо с картофелем».

Мама приезжала к нему на несколько месяцев в начале сезоне и благотворное влияние хо го сказалось сразу же: Дину удалось победить Салливана в Белфасте. Перед отъездом мама научила женщину, которая ведет его хозяйство, Патрисию Мерфи, готовить вкусный хо го. Благо Патрисия приезжает к Дину из Шеннона, который расположен намного ближе к Шеффилду, чем Шанхай. В следующем году срок его непрерывного проживания в Великобритании будет равен пяти годам, и Дин получит право купить дом в Шеффилде. В этом городе он чувствует себя дома куда больше, чем в Веллингборо.

«Но это все равно не Шанхай», – говорит он, и с ним нельзя не согласиться.


Я прошу его назвать самое чудесное место в Англии. “Йорк» отвечает он, думая скорее не столько о соборе (в Йорке находится самый большой и один из самых красивых готических соборов в северной Европе), сколько о Барбикан Центре, где в поединке с представителем старой гвардии Стивом Дэвисом, он завоевал титул Чемпиноа Великобритании два года назад. А он пробовал английскую еду? «Стейк, – говорит Дин, не обращаясь за помощью к переводчику. – А еще рыбу и жареную картошку».


В какой-то момент я спросил, чего он хочет добиться в снукере: выиграть Чемпионат Мира один раз, два, пять? «Быть номером 1 в мировом рейтинге как можно дольше», – ответил он.


Очень многие игроки, включая и О’Салливана, полагают, что это скорее вопрос «когда», а не «если», но я предлагаю ему заглянуть в чуть более отдаленное будущее. Предполагает ли он, что однажды ему придется передать первый номер в рейтинге одному из своих более молодых соотечественников? Благодаря фактору Дина, уже сейчас очень много четырнадцатилетних китайских мальчишек владеют кием также виртуозно, как палочками для еды, и делают сенчури брейки ради смеха.


« Я надеюсь, что в ближайшем будущем, китайские снукеристы начнут пробиваться наверх, – говорит он, – в мейн-туре нас уже четверо, а в Китае осталось еще множество хороших игроков. И единственное, чего им не хватает, это возможности практиковаться с величайшими снукеристами мира, как я с Питером Эбдоном. Им следует приехать в Великобританию и провести здесь хотя бы один-два года, чтобы обрести уверенность в своих силах. Я сам был всего лишь средним игроком четыре года назад, и думал, что играю лучше, чем играл на самом деле. Но здесь мне удалось быстро подтянуть свой уровень. Мои соотечественники Лан Веньбо и Тянь Пэнфэй смогут многого добиться, попав сюда ».


Дин оценивает свои силы слишком объективно, чтобы быть безоглядно оптимистичным в отношении своих шансов на победу в Чемпионате Мира. «Четыре года назад нашлись люди, которые говорили, что я могу выиграть турнир, а мне потребовалось четыре года, только чтобы квалифицироваться в ТВ раунд. Так что мне следует быть реалистом».


Чтобы превратить гипотетическую возможность выиграть Чемпионат в суровую реальность, Дин практиковался последние две недели в с Эбдоном в турнирном режиме – ежедневные поединки из 19 фреймов в условиях реального матча. Дин не совсем разделяет увлеченность Эбдона фитнессом, но он не пьет, не курит и играет в баскетбол при любой возможности. Он любитель баскетбола, и, естественно, страстный фанат Хьюстон Рокетс.
И по телевизору он предпочитает смотреть именно баскетбол, а не снукер. Более того, он даже Чемпионаты мира по снукеру смотрел в полглаза. И никогда не приходил в Крусибл, несмотря на то, что живет в Шеффилде. Уоррен считает, что Дин будет приятно удивлен, познакомившись ближе с местом проведения Чемпионата мира и полюбит его гораздо больше, чем Уэмбли, особенно когда сравнит поведение публики на обоих турнирах во время игры с Салливаном.
В воскресенье проверим.


Но сейчас, после обеда в Чанг Ку, Дина ждет посещение куда более известной арены. Дело в том, что Уоррен, фанатичный болельщик ФК «Ливерпуль», организовал ему поездку на Энфилд (Энфилд Роуд – домашний стадион «Ливерпуля»). Там его встретит бывший игрок клуба Брайан Холл и попросит пожилого гида, провести Дина по самым интересным уголкам стадиона, куда обычно не пускают посетителей, включая легендарную Boot Room (считается, что с этой комнаты с 1960 года началось возрождение Ливерпуля. Там тренеры могли в дружественной атмосфере выпить чашку чая, обсудить свои идеи. Там же хранилась и обувь для футболистов, отсюда и название – досл. перевод. «комната для обуви». В этой комнате также «обучали» будущих тренеров команды, и вообще считалось, что в ней формируется тот дух, который делает Ливерпуль Ливерпулем. Сейчас многое изменилось, но Boot Room продолжает оставаться одним из символов команды). После экскурсии Дину пообещали подарить футболку с номером 8 и его фамилией на спине. Восьмерка, которую носит Стивен Джерард (капитан и символ клуба), считается счастливым числом в Китае. Вот почему, кстати, появилось название 888.com – кто-то сообразил, что цифра, олицетворяющая в Китае миллиард, самое подходящее название для онлайнового казино. Вполне возможно, что 7 мая имя Дина Джуньху станет олицетворять неизмеримо больше.

 

https://snooker-supreme.ucoz.ru/publ/1-1-0-22