Дэвид Хендон продолжает серию статей о запоминающихся и важных моментах в истории снукера, вспоминая первый рейтинговый титул Джона Хиггинса.
Джон Хиггинс познакомился со снукером в 9 лет, когда его отец, Джон-старший, отвел его и одного из его братьев в местный клуб.
Это было время, когда снукерные клубы были еще и социальным центром, местом, где взрослые могли собраться, чтобы выпить и поболтать, пока их дети играли.
Хиггинс был быстро очарован игрой. Его любимым игроком стал Стив Дэвис, чью тщательную всестороннюю игру он впоследствии стал демонстрировать сам, возможно, в какой-то мере усовершенствовав ее.
Будучи юнцом, он особо не выделялся, но в 14 лет он стал тренироваться с Аланом МакМанусом, еще одним многогранным игроком. МакМанус называл Хиггинса «губкой», поскольку тот впитывал в себя все то, что ему говорили.
В 15 лет Джон отправился на юг, в Бирмингем, на юниорский турнир World Masters (подробности на Cuetracker). Там он одолел явного фаворита Ронни О’Салливана, а в финале расправился с Марком Уильямсом, тем самым завоевав титул.
На следующий год Джон стал профессионалом и завершил сезон на 122-м месте в рейтинге из примерно 700 человек. Уже через год он поднялся на 51-ю строчку, на которой он и начал сезон 1994/95.
Уже тогда его высоко оценивали, считая представителем новой волны молодых талантов, которые потихоньку начали сменять гигантов 80-х, когда те начали уходить в тень. Впрочем, Джон понимал, что чтобы всерьез упрочить свой статус, ему нужно выиграть турнир.
И это случилось в Assembly Rooms в Дерби на турнире Гран-При в октябре 1994 года, четвертом турнире BBC (подробности на Cuetracker). Хиггинс как раз к тому моменту прекратил свое недолгое сотрудничество с менеджером Яном Дойлом, который осознал, что ему «хватит» и Стивена Хендри, ведь он должен был надолго остаться топом. В какой-то мере Джон понимал, что ему было что доказывать.
Первые раунды выдались непростыми. В 1/32 Джон уступал Вилли Торну 3-4, но добился решающего фрейма и смог в нем одержать победу. В 1/8 шла равная битва с Джеймсом Уоттаной, но со счета 3-3 Хиггинс выиграл две партии и вышел в четвертьфинал.
Зато в четвертьфинале ничего равного уже не было. Его соперником стал Ронни О’Салливан, великое соперничество Джона с которым начинало назревать уже тогда. О’Салливан перед матчем выглядел весьма уверенным в своих силах. После победы над Кеном Доэрти он заявил: «Я готов летать. Я не вижу никого в своей половине сетки, кто бы смог меня остановить».
Но, как выяснилось, такой игрок был. Хиггинс обыграл его со счетом 5-0, продемонстрировав невероятную тактическую игру, благодаря которой ему удалось выиграть два фрейма на цветных. «Он играл в мега-снукер сегодня», — сказал после матча О’Салливан.
Хиггинс одолел и четвертого представителя топ-16 на своем пути. В полуфинале турнира он справился с Джо Свейлом, 12-м номером мирового рейтинга, со счетом 9-5 и вышел в свой первый рейтинговый финал. Его соперником стал Дэйв Харольд, который обыграл в четвертьфинале Стивена Хендри.
После сложного начала Хиггинсу удалось выиграть три подряд фрейма и закончить первую сессию со счетом 6-2 в свою пользу. Эти три фрейма он выиграл благодаря брейкам в 46, 62 и 92 очка, последний из которых он сделал в восьмом фрейме. Этот брейк Хиггинс начал после того, как Харольд, один из самых неожиданных победителей рейтинговых турниров в истории снукера (за год до этого он выиграл Asian Open, хотя его шансы на победу перед турниром букмекеры оценивали с коэффициентом 500), пошел ва-банк, рискнув пойти на плант, но в итоге лишь только оставил шикарную позицию Джону.
Хиггинс выиграл и первый фрейм второй сессии, после чего Харольду удалось выиграть два фрейма крупными брейками (99 и 72). Молодой шотландец ответил сотенной серией (118) и повел брейк в 13-м фрейме, но на 45 очках оступился, не забив несложный красный в среднюю лузу, который мог открыть путь к титулу.
«В тот момент я уже думал о том, что я буду делать с трофеем», — признался впоследствии Хиггинс.
Но до трофея, как выяснилось, было еще далеко. Харольд выиграл тот фрейм на розовом, после чего выиграл и еще один, сократив разрыв всего до двух фреймов. Но в следующей партии Дэйв не забил черный, отдав позицию Хиггинсу, которую тот разыграл в один подход брейком в 82 очка, что сделало его третьим в списке самых юных победителей рейтинговых турниров.
«Это просто мечта, правда», — сказал Хиггинс. «Я думал, что мне придется ждать еще несколько лет до своего первого титула».
«Это прорыв, который мне был очень нужен, чтобы набрать уверенность. Мне только 19 лет. Через несколько лет я уже смогу бороться за что-то большее».
Хиггинс в том сезоне выиграл еще два рейтинговых титула, International Open и British Open, что сделало его первым тинейджером, которому удалось выиграть три рейтинговых титула. Вторым таким игроком впоследствии станет Дин Джуньху.
А «что-то большее» случилось в 1998 году, когда Хиггинс выиграл свой первый чемпионат мира. Впоследствии он выиграет и еще три чемпионата, в 2007, 2009 и 2011 годах.
В прошлом сезоне Хиггинс превзошел своего кумира детства, Стива Дэвиса, выиграв свой 29-й рейтинговый титул в Индии. В том же сезоне Джон выиграл и 30-й (Welsh Open) и вышел в свой седьмой финал чемпионата мира, но уступил Марку Уильямсу 16-18.
После того успеха 1994 года один из осчастливленных представителей новой менеджерской команды Хиггинса заявил прессе: «Джон станет первой поп-звездой снукера. Он станет снукерным эквивалентом East 17 и Take That [популярные в Британии поп-группы начала 90-х — прим. пер]».
Но столь бессмысленную шумиху поднимать особой необходимости не было. Джон просто стал одним из величайших игроков в истории снукера, который даже в свои 43 года по-прежнему остается на вершине снукерного мира.
Автор: Дэвид Хендон.
Источник: журнал Snooker Scene, октябрь 2018