Турниру Pot Black-50!

Турниру Pot Black-50!

В этом году на сцену музыкального фестиваля в Гластонбери поднялся знаменитый натуралист, пионер документальных фильмов о природе 93-летний сэр Дэвид Аттенборо, и его появление встретили оглушительной овацией. Для британцев он не просто национальное достояние, а живая легенда.

У снукерного сообщества не меньше причин преклоняться перед ним, чем у музыкальных фанатов. В 1969 Аттенборо работал контроллером на Би-би-си-2 и искал способ показать преимущества цветного формата вещания, которое только что появилось в Британии.

Казалось, снукер подходит идеально – разноцветные шары, маленькое игровое пространство – но из турниров был только чемпионат мира, показывать который неудобно – фреймов много, матчи слишком длинные.

Слева направо: комментатор Тед Лоу, игроки Эдди Чарльтон и Джон Палмен. Турнир Pot Black. 1970-е годы.

 

Поэтому продюсер Би-би-си Филипп Льюис, связался с Тедом Лоу, комментировавшим снукер в эпоху черно-белого телевидения. Его часто называли «Шепчущим Тедом» – зрителей тогда было немного, и Лоу приходилось вести репортажи полушепотом, чтобы не мешать игрокам.

Лоу помог разработать базовый формат турнира для восьми игроков. Использовалась система плей-офф, а среди приглашенных участников были как звезды снукера того времени, так и молодежь.

В первом Pot Black играли чемпион мира того года Джон Спенсер, Рэй Риардон, двукратный чемпион мира среди любителей Гэри Оуэн, экс-чемпионы мира Джон Палмен и Фред Дэвис, чемпион Ирландии Джейки Ри, Рекси Уильямс и Кингсли Кеннерли.

Через три дня после того как Нил Армстронг ступил на Луну, в телестудии Бирмингема был сделан гигантский скачок для снукера.

Первый Pot Black начали транслировать 23 июля 1969. В тот день пустили в эфир пятнадцатиминутный ролик, где зрителям объясняли основы снукера.

Спустя неделю показали первый матч. Противостояние Спенсера и Ри анонсировали так: «Чемпион мира с копеечным кием против игрока, равных которому в Ирландии нет уже два десятилетия». Дело в том, что Спенсер играл кием, части которого держались вместе с помощью вбитого в основание гвоздя, а стоил этот кий всего восемь шиллингов – сущие копейки. А Ри был практически бессменным чемпионом Северной Ирландии – выигрывал его 25 раз.

Матчи состояли только из одного фрейма, и победителем тогда стал Риардон, обыгравший Спенсера 88-29; финал транслировался 10 сентября. Трофей чемпиону вручил Дэвид Никсон, популярный иллюзионист.

Судил матчи Сидни Ли, комментировал Тед Лоу, а первым ведущим был Кит Маклин. Музыкальной темой выбрали песню Black and White Rag в исполнении Уинифред Атвелл.

Ведущий Дэвид Айк, Стив Дэвис, рефери Джон Уильямс, Эдди Чарльтон, Тэрри Гриффитс, Дуг Маунтджой, комментатор Тед Лоу, Нил Фоулдс, Сильвино Франциско, Клифф Торбурн и Вилли Торн. Турнир Pot Black в студии Пеббл-Милл в Бирмингеме. 19 декабря 1984.

В 1969 мало у кого были цветные телевизоры, но за следующие пару лет ситуация изменилась, и зрители полюбили Pot Black, который стабильно расположился на втором месте в рейтинге программ Би-би-си-2.

Снукер впервые транслировали на всю страну, и в жизни игроков многое поменялось. Они вдруг стали знаменитостями и за выставочные матчи и тренировочные сборы могли запросить гораздо бо́льшие деньги.

Благодаря Pot Black популярность снукера росла, и по всей Британии открывались клубы, куда с горящими глазами приходили тренироваться будущие чемпионы.

Многие профессиональные игроки тепло вспоминают Pot Black, об участии в котором они когда-то мечтали.

«Это был единственный турнир по снукеру, который показывали по телевизору, поэтому его нельзя было не смотреть, – говорит Нил Фоулдс, который участвовал в Pot Black в 1980-х. – Помню, как-то разнесся слух, что Эдди Чарльтон сделал брейк в 110 очков. Все прилипли к экранам – пропустить такое никто не хотел».

Благодаря Pot Black снукер на всю жизнь полюбил Алан Макманус: «В той программе, в конце 70-х я впервые увидел настоящий снукерный стол – сам я до этого никогда на таком не играл. Я был маленьким и не мог поверить, что каждый фрейм может длиться 25 минут! Вот тогда я и пристрастился к снукеру».

После триумфа на чемпионате мира – 1972 на Pot Black пригласили Алекса Хиггинса, и все сразу пошло наперекосяк.

В автобиографии Хиггинс вспоминает: «Что меня окончательно разозлило в организации этого турнира – то есть в поведении Теда Лоу – так это известное происшествие с раковиной, которую я превратил в унитаз. Я готовился к матчу в гримерке и захотел в туалет. Если вы когда-нибудь были на студии Пеббл-Милл в Бирмингеме, то знаете, что из гримерок до туалетов идти и идти. Поэтому я пописал в раковину (спешу заметить: воду я, конечно же, включил) – и был застигнут на месте преступления».

Хиггинса все же пригласили снова, но в восторг от этой идеи он не пришел, хотя именно Pot Black сделал его знаменитым. «Лично я считаю, что это не программа, а дерьмо, – заявил он. – Фрейм длится вечность – то играй, то подожди, то снова можешь играть, то снова жди – наверно, из-за того, что работают операторы. Поэтому у игры нет никакого ритма.

Да еще в студии такая жарища – как в аду. Из-за прожекторов дышать нечем, и все зрители или в обмороке, или спят. К тому же шоу снимали в начале января, когда и игроки, и фанаты еще не пришли в себя после рождественских праздников.

За сто фунтов в день ты сидел как дурак, пока они настраивали камеры и свет, а потом вы все вместе пили чай.

В довершении всего по результатам одного фрейма (!) определяли лучшего игрока. И вы называете это спортивным соревнованием? Идиотизм какой-то!»

С таким же презрением Хиггинс отзывался и о Лоу: «В снукерном мире происходила куча событий, на которые нужно было реагировать, а Лоу, по-моему, или прятал голову в песок, или творил черт-те что».

Турнир Pot Black, 1973 год.

Изрядная доля правды в гневных тирадах Хиггинса была. Турнир казался несколько искусственным, а определять победителя по результату одного фрейма действительно странно. И все же Pot Black стал витриной для снукера, и успех шоу убедил Би-би-си показывать и другие турниры, появлявшиеся с оформлением мэйн-тура.

Для продвижения снукера на телевидении много сделал не так давно ушедший от нас Майк Уоттерсон: он понимал, потенциально это прекрасный спорт для телетрансляций. Благодаря его стараниям, заинтересованности Би-би-си и высоким рейтингам чемпионат мира стали показывать в прямом эфире. Так постепенно рождался современный мэйн-тур.

Pot Black продолжали показывать в 1980-х, но чувствовалось, что он больше не нужен – к тому времени центральные британские каналы уже вели многочасовые трансляции с главных турниров. Более длинный формат этих соревнований создавал дополнительную интригу, и у зрителей появлялись кумиры.

Поэтому через 17 лет после первой трансляции, в 1986, программу закрыли, но за последние годы ее существования зрители успели познакомиться с Джоном Пэрротом, Стивеном Хендри и Дином Рейнольдсом.

Как часто бывает с телешоу, Pot Black вернули на экраны и показывали в дневном эфире с 1991 по 1993.

Организаторы попробовали новый формат: устанавливался лимит в 15 минут для каждого из игроков, и они должны были фиксировать время, как в шахматах. Конечно, делать это снукеристы часто забывали.

«В тот раз я стал победителем, но в таком виде турнир больше не проводили, – вспоминал Фоулдс. – Видимо, формат не прижился».

В 1997 на Би-би-си-2 транслировался Pot Black для ветеранов. Многие из участников играли и в 70-80-ые, в первых сезонах турнира. Тогда победил Джо Джонсон, обыгравший в финале Терри Гриффитса.

Спорт в дневном субботнем эфире уже стал визитной карточкой Би-би-си-2, но спортивных трансляций в это время почти не было, поэтому в 2005 Pot Black вернули на экраны, только на этот раз матчи игрались и транслировались в один и тот же день.

В Крусибле проводится и Pot Black для юниоров, многие участники которого становятся профессионалами. Например, в 2006 Стюарт Каррингтон обыграл в финале Энтони Макгилла.

За эти годы имя «Pot Black» носили и многочисленные клубы, и снукерные столы, и даже журнал: хотя связи между ними и самим турниром не было никакой, известное название привлекало людей.

В этом году в мэйн-туре примерно 14,5 миллионов фунтов призовых. От решения, принятого Аттенборо 50 лет назад снукер прошел долгий путь, став процветающим спортом, поклонниками которого мы являемся сегодня.

Союз снукера и телевидения, заключенный благодаря Pot Black, и спустя полвека остается счастливым.

Источник: журнал Snooker Scene, август 2019.

homeofsnooker.ru