Дэвид Хендон вспоминает подъем Джадда Трампа, начиная с его юниорских успехов, заканчивая его победой на чемпионате мира.
Многие телезрители и обычные поклонники снукера впервые осознали, сколь грандиозен талант Джадда Трампа, в 2011 году, когда он выиграл China Open, а затем в захватывающем стиле добрался до финала чемпионата мира, где дал бой Джону Хиггинсу, но все же уступил.
Его успехи принесли ему множество новых поклонников, которые, впрочем, со временем начинали испытывать разочарование из-за того, что, несмотря на очевидный талант, ему не удавалось пополнять свою трофейную коллекцию победами на мейджорах.
Все изменилось в этом году, когда, вначале на Мастерс, а затем и в Крусибле, Трамп подчеркнул, что повзрослел и как игрок, и как личность, довершив так называемую “тройную корону” титулов в карьере.
Причем по пути к этому он уничтожил Ронни О’Салливана в Alexandra Palace, а затем и Джона Хиггинса в Шеффилде, да еще и с игрой, которая служит идеальным свидетельством его феноменальной уверенности в себе и умения преодолевать давление репутацией соперников.
Но путь Трампа к зениту славы, разумеется, был намного более продолжительным, чем эти 8 лет.
Начался этот путь с середине 90-х годов, когда его отец Стив, которого после победы над Хиггинсом Трамп назвал “главным фанатом снукера в мире”, познакомил его с этой игрой.
Если про Дональда Трампа можно сказать, что тот всю свою карьеру посвятил тому, что трубил на весь свет о своем воспаленном эго [прим.: Хендон использует схожесть фамилии Трамп с глаголом “trumpet” – трубить], то про его однофамильца можно сказать ровно противоположное. Его семья – Стив, Джорджина и брат Джек – никогда не привлекала особого внимания, но при этом на протяжении уже более двух десятков лет оказывает поддержку, которая помогла превратить скромного бристольского мальчика в одну из центральных фигур современного снукера.
Трамп, как и многие юноши до него, быстро подцепил “вирус” бильярда, и выиграл чемпионат по пулу для игроков до 16 лет, когда ему было 5 лет.
В 1998 году его отец отвез его посмотреть вживую на снукер в Ньюпорт, где проходил Welsh Open, где восьмилетний Трамп очарованно смотрел за игрой Ронни О’Салливана.
К тому моменту он уже достиг определенных успехов, в частности выиграв несколько юниорских турниров в Кейншеме. Организовывал эти турниры Дерек Керноу, важная фигура в становлении Джадда.
Что важно, Трамп не просто играл в снукер. Дерек и Стив, по профессии водитель грузовика, тратили свои выходные на то, чтобы кататься по Британии, развозя Джадда по турнирам, в частности, в Лестер к Вилли Торну. Там, в Лестере, еще одна важнейшая фигура в юниорском снукере, Малколм Торн, организовывал крупные юношеские соревнования, в которых участвовали многие будущие чемпионы.
В 8 лет Трамп выиграл четвертый дивизион бристольской лиги, а в 9 и 10 – третий и второй соответственно.
В 10 же лет, в 2000 году, Трамп дошел до финалов национальных чемпионатов для игроков до 15 и 13 лет, которые проводились в Гейтсхеде. На тот момент в матчах бристольской лиги Трамп не проигрывал на протяжении двух с половиной лет.
В финале чемпионата U-15 Трамп обыграл 14-летнего Джеймса Крокстона 5-3 и стал самым юным победителем турнира в истории этой возрастной категории.
Стив, разумеется, был счастлив. Тогда журналу Snooker Scene он сказал: “Джадд обожает играть и в футбол, да и вообще любит все, что любят его ровесники. Он легко преодолевает трудности, так что нам только остается ждать, как будет развиваться его карьера”.
“Через пару лет ему придется серьезно сконцентрироваться на учебе, но я не вижу причин, по которым он бы не смог это совмещать с тренировками и игрой. Если ему это нравится, мы не против”.
На вопрос, что он подумает, если его сын захочет заняться карьерой вне снукера, он ответил: “Признаюсь, буду очень разочарован. Будет грустно, если такой способный игрок не будет развивать свою карьеру в снукере, но пока не будем загадывать”.
Но от снукера Трамп отворачиваться не планировал. На следующий день он уступил в финале чемпионата U-13 Ли Пейджу 1-4 и не смог сдержать слез. Даже в таком юном возрасте для него это было больше, чем игра. Все было всерьез.
Его восхождение продолжалось. На турнире Pontin’s Spring Open в 2003 году в Престатине он обыграл в финале опытного экс-профессионала Майка Халлетта со счетом 4-2. В 13 лет, конечно, ему не особо пригодилась положенная победителю бутылка шампанского, что не помешало ему отпраздновать победу с энтузиазмом другими способами.
В 14 лет он стал самым юным игроком, сделавшим максимум в соревновании, и дошел до полуфинала любительского чемпионата мира для игроков до 21 года в Карлоу. В нем он проиграл 7-8 тайцу Кобкиту Паладжину. Интересно, что тот чемпионат выиграл Гэри Уилсон, с которым Джадд играл в полуфинале на пути к чемпионскому титулу в Крусибле спустя 15 лет.
Трамп, который к тому моменту стал стабильным участником английской юниорской команды, трижды выходил в полуфинал чемпионата Европы для игроков до 19 лет. Но все три раза уступил – вначале Марку Джойсу, затем Джейми Джонсу, и, наконец, Марку Аллену.
Его талант был очевиден, он сам горел желанием, но его главной проблемой с момента, как он стал профессионалом в 2005 году в 16 лет, был темперамент.
Довольно скоро он выяснил, что его естественную агрессивную игру могли нейтрализовать многие более опытные игроки, более дальновидные в тактике, которым, скажем так, удавалось Джадду вредить.
После ярких успехов в юниорских турнирах наступило неизбежное разочарование, ведь в профессиональном снукере он уже не проходил по турнирам как нож сквозь масло. Чтобы приспособиться, ему понадобилось время, в том числе из-за того, что в его дебютный сезон было всего 6 рейтинговых турниров и квалификация к Мастерсу, так что возможностей для того, чтобы сделать следующий шаг, особо не было.
Первый прорыв Джадду удался в конце второго сезона, когда в 17 лет ему удалось попасть в Крусибл. Он смог оказать серьезное сопротивление Шону Мерфи, но уступил 6-10. В третьем сезоне закрепить успех не удалось, до 1/16 Трамп дошел всего однажды, на Welsh Open.
Но вот после этого начали появляться первые серьезные успехи. В четвертьфинале Гран-при 2008 19-летний Трамп одолел Ронни О’Салливана в решающем фрейме, но в полуфинале уступил 4-6 Джону Хиггинсу.
В этом же сезоне 2008/09 он выиграл квалификацию на Мастерс – на Уэмбли, однако, он уступил Марку Аллену 4-6 – и Championship League, где в группе победителей помимо Трампа играли Хиггинс, Аллен, Селби и Бинхем. В финале Трамп обыграл Селби по счетом 3-2.
Селби же Трамп обыграл и два года спустя в финале турнира в Пекине. Это был первый из 11 рейтинговых титулов, которые на данный момент покорились Трампу.
У Джадда были провалы в игре, но семена золотого сезона были посажены, когда Трамп вернулся за вдохновением туда, где все началось – к своей семье.
Джек ушел с работы гринкипером [прим.: человек, следящий за состоянием газона в гольф-клубе] и стал ездить на все турниры со своим братом, чем обеспечил тому присутствие человека, с которым всегда можно поговорить, что Джадд очень ценил и принимал.
Победа на Northern Ireland Open в ноябре стала первым рейтинговым титулом Трампа более чем за год. Она же стала катализатором для последовавших памятных нескольких месяцев. Но в действительности история началась много лет назад, когда он был очередным мальчиком с кием и мечтой, но еще и с талантом, дисциплиной и стремлением к успехам.
Автор: Дэвид Хендон.
Источник: журнал Snooker Scene, июль 2019