На этот раз Дэвид Хендон вспоминает одну из самых значительных побед в истории снукера – победу Дина Джуньху в Пекине на турнире China Open в 2005 году.
В 2005 году снукер находился на перепутье. Годы непонятного управления и политических распрей, которым способствовала потеря спонсорства от табачных компаний, указывали на сомнительное будущее снукера.
Сама игра при этом оставалась крайне популярной, лучшие игроки продолжали блистать, несмотря на полный хаос с судебными делами, откалывающимися турами и бесчисленными внеочередными собраниями представителей WPBSA. Почти все турниры при этом проводились в Британии, и с этим надо было что-то делать.
Турнир China Open уже проводился три раза, в 1999, 2000 и 2002 годах; новое руководство WPBSA в лице Тима Хауленда и Чарли Бёрта сумело договориться о проведении турнира и в 2005 году.
Как впоследствии выяснилось, это было одно из ключевых решений в истории WPBSA. Это, правда, не уберегло Хауленда и Бёрта от скорой отставки со своих постов.
Дину Джуньху тогда было 17 лет. Он стал профессионалом в 2003 году, и уже тогда многие считали его будущим чемпионом. Организаторы турнира посчитали, что им бы хотелось видеть Дина непосредственно в Китае, и рисковать тем, что он может не пройти через квалификацию в Британии, им не хотелось. Дин официально снялся с турнира, после чего он получил на него же уайлд-кард. Это означало, что ни призовых, ни рейтинговых очков Дин получить не мог.
Но то решение, как выяснилось, оказалось просто блестящим. Свою кампанию на стадионе Хайдиан Дин начал с победы над Марком Дэвисом со счетом 5-2, а затем разгромил Питера Эбдона 5-0. Китайские журналисты после той встречи спросили у Питера, “Как же вы могли выиграть чемпионат мира?”. Эбдон ответил: “Не знаю. Наверное, повезло…”
Интерес к Дину рос с каждым днем. В 1/8 Дин повел 4-1 над Стюартом Бинхемом, но Стюарт довел дело до решающего фрейма. Однако в нем на цветных победу все же одержал представитель Поднебесной.
К тому моменту китайские СМИ начали осознавать, что они наблюдают рождение новой звезды.
Один из забавных эпизодов случился, когда организаторы на стадионе в расписании указали, что Дин будет играть за столом №3. На трибуне рядом с ним начала собираться толпа, но неожиданно на стадионе было объявлено, что его матч состоится за первым столом. Журналисты Snooker Scene стали свидетелями массовой паники и даже драк за места на трибуне перед первым столом.
Четвертьфинал состоялся в день, когда Дину исполнилось 18 лет. Свои взрослые намерения Дин подтвердил победой над Марко Фу со счетом 5-2.
Пресс-конференции стали превращаться в места всеобщей любви. Журналисты начали просить автографы у Дина и фотографироваться с юным протеже. Даже главный повар стадиона пришел в медиа-центр, чтобы увидеть своими глазами Дина.
В тот момент возникло ощущение, что происходит что-то особенное, чем-то напоминающее появление Алекса Хиггинса в начале 1970-х.
Дин вышел финал после фантастической победы над Кеном Доэрти со счетом 6-0, в котором ему предстояло встретиться со Стивеном Хендри. Стивен выиграл первый в истории рейтинговых турнира в Китае (Asian Open в 1990-м году), как и, разумеется, еще множество других титулов.
Хендри мощно стартовал и вышел вперед со счетом 4-1. Казалось, что сказочной концовке не суждено было случиться, но Дин выиграл все оставшиеся фреймы первой сессии, так что игроки ушли на перерыв при равном счете.
Победно начал Дин и вечернюю сессию, причем в первом фрейме он оформил сотенный брейк, 107 очков. Дин выиграл и еще два фрейма той полусессии, а закончил матч в блистательном стиле, оформив брейки, 87 очков и 103 очка. Именно сотенный брейк стал решающим в матче и принес ему победу на турнире.
“Я не чувствовал никакого давления, поскольку я считал, что этот матч – просто тренировка со Стивеном, во время которой я могу чему-то научиться, но я выиграл и в это трудно поверить”, – сказал вскоре после матча Дин.
Тот финал по китайскому телевидению смотрели 110 миллионов человек. Дин превратился из малоизвестного таланта в чемпиона, стал источником вдохновения для целого поколения юных игроков.
“Дин – невероятный талант”, – заявил Хендри после финала. “Нет никаких сомнений в том, что то, что он сегодня совершил перед своими зрителями, является невероятным достижением”.
То, что Дин за 13 лет оказал огромное влияние на снукер, очевидно. Сейчас в Китае проводится 5 рейтинговых турниров в год, а в снукер вкладываются огромные деньги, причем не только в качестве призовых, но и в инфраструктуру и в любительский снукер.
На сегодняшний день в туре 22 профессионала, причем большинство из них – молодежь, хотя и ни одному из них пока не удается составить Дину конкуренцию за позицию игрока №1 в Китае.
Более того, сейчас существует даже конкуренция между городами, проводящими турниры в Китае. Самым престижным в Китае сейчас является China Open, да и среди всех профессиональных турниров по размеру призовых он уступает только чемпионату мира. Победитель турнира этого сезона получит 225 тысяч фунтов. Для сравнения, победитель турнира 2005 года должен был получить всего 30 тысяч фунтов!
Дин, однако, те призовые получить не мог, хотя наверняка его щедро наградили местные спонсоры. Вообще, получилось так, что несмотря на победу на турнире, он опустился на 4 строчки в мировом рейтинге, но семена бума, связанного с победой Дина на домашнем турнире, до сих пор приносят китайские плоды мировому снукеру.
Более того, он помогал удерживать спорт на плаву в течение многих лет перед тем, как Барри Хирн сумел возродить его с коммерческой точки зрения. Причем и сейчас Китай является одним из самых важных рынков снукера.
Автор: Дэвид Хендон.
Источник: журнал Snooker Scene, ноябрь 2018