Как начинался снукер

Как начинался снукер

В 1875 году полковник сэр Невилл Чемберлен был вторым лейтенантом в Девонширском полку, который на тот момент остановился в Джаблпуре. Во время сезонов дождей офицеры проводили долгие дни за общественным бильярдным столом, где родительская игра оказывалась менее популярной, чем игры, предназначенные для трех и более игроков, и в которые было проще добавить небольшие элементы игры на деньги. Снукер возник как раз в результате предложения Чемберлена смешать три такие игры.

Пирамида (имеется в виду “пирамидный пул”, pyramids pool), наиболее очевидный предшественник снукера, игрался с пятнадцатью красными, расположенными в начале партии в форме треугольника, с верхним красным, расположенным там, где сейчас находится точка розового шара, тогда известная как точка пирамиды. Каждый раз, когда игрок забивал красный, все его соперники платили заранее оговоренную сумму денег.

В “пуле на жизни” (life pool), каждому игроку выдавался биток и объектный шар (например, белый и красный, красный и желтый), для второго игрока объектным шаром был биток первого и так далее. (прим. пер.: возможно, Эвертон не совсем прав, во всяком случае, в интернете можно найти описание игры, в котором указывается, что объектным шаром мог быть любой из битков соперника, а не только один из них, да и это кажется более осмысленной вариацией) Каждый раз, когда биток игрока попадал в лузу, он терял “жизнь” и выплачивал оговоренную сумму. Когда он терял три “жизни”, он должен был доплатить за “звезду” (еще одну “жизнь”), а когда терял и ее, то объявлялся “мертвым”. Ну а последний оставшийся игрок срывал банк.

“Черный пул” (black pool) отличался от него добавлением черного шара. Когда игрок забивал объектный шар, он мог попробовать забить черный, и, если ему это удавалось, то все соперники выплачивали бонусную сумму, после чего он вновь мог играть очередной объектный шар.

Именно эта вариация игры была самой популярной среди девонширских офицеров, но она же и подала идею Чемберлену добавить к пирамиде другие цветные шары, так что в снукер играли с 15 красными, желтым, зеленым, розовым и черным. Коричневый и синий шары появились позднее. Добавление новых цветных создало игру, разнообразие которой (и диапазон денежных проигрышей) очень быстро понравилось публике. Концепция построения серии появилась в игре несколько позже, но именно те несерьезные и, в какой-то степени, случайные начинания, вне всякого сомнения, положили основу для игры.

Когда Комптон Маккензи, писатель, разговаривал с Чемберленом в 1938 году, он вспоминал, что как-то их полк посетил юный младший офицер, который проходил обучение в Королевской Военной Академии в Вулвиче. В ходе дискуссии офицер упомянул, что первогодников-кадетов в Вулвиче называли “снукерами” в том смысле, что это самый низший статус из всех возможных. На самом деле это было французское слово “neux”, которое было исковеркано до “snooker”.

Чемберлен говорил: “термин для меня был новый, но вскоре мне представилась возможность им воспользоваться, когда кто-то в нашем отряде сумел не забить элементарный шар, находившийся у угловой лузы. Я ему тогда и сказал, “ну ты просто обычный снукер”.

“Мне пришлось объяснять компании значение слова, ну а чтобы утешить виновника, сказал, что, в общем-то, мы все снукера в игре, так что было бы резонно так и назвать игру – “снукер”. Предложение было встречено энтузиазмом, и игру с того момента и до сих пор называют снукером”.

Интересно, что даже в конце 20-го века некоторые индийцы старшего поколения продолжали именовать игру как “снукера”.

В 1876 году, когда Чемберлен покинул Девонширский полк и присоединился к Центральному Индийскому Кавалерийскому полку, он с собой привез и игру. После ранения, которое он получил во время Афганской войны, он служил с главнокомандующим Мадрасской армии и проводил с ним каждое лето после переезда на горную станцию в Утакаманде. Снукер стал считаться фирменной игрой в “Клубе Ути”, а правила игры были вывешены в его бильярдной комнате.

В 1880-е слухи о новой игре добрались до Англии, и когда Джон Робертс, не только лучший игрок, но и ведущий предприниматель в области бильярда, приехал в Индию на один из своих туров, он собирался не только поиграть, но и узнать правила этой игры. В один из вечеров в 1885-м году в Калькутте Чемберлен обедал с махараджой Куч-Бихара, когда ему представили Робертса. Робертс стал продвигать снукер в Англии, хотя прошло немало лет, прежде чем снукер стал популярен. Далеко не каждый зал и не каждый клуб мог позволить себе снукерный набор с 22 шарами, хотя довольно скоро производители начали оценивать коммерческий потенциал снукера по достоинству.

К 1910 году уже начали появляться эталоны построения брейков. Ф.Х.Гарсайд получил сертификат о том, что выполнил брейк в 99 очков против сэра Чарльза Киркпатрика, а Том Айкен, шотландский профессиональный чемпион в бильярде (прим. пер.: здесь и далее под “бильярдом” понимается “английский бильярд”), как сообщалось, сделал сотню 102 очка, а Сесил Харверсон – две такие сотни. Фил Моррис, маркер из Тоттенхема, сделал сотню 103 очка в отеле Eagle в Тоттенхеме. В 1915 году Джордж Харджест, менеджер зала Lucania, сделал брейк 112 очков в Блэквуде (Монмаунтшир), а Уильям Маррей – 103 в бильярдном зале в Коллингвуде, Ньюкасл.

Что же касается соревнований, то ничего интересного не происходило до 1916 года, пока Гарри Харди, владелец Hoprend, Hopsack и других победителей кубка Ватерлоо (прим. пер.: кубок Ватерлоо – крупное соревнование по охоте с гончими, проводившееся в те времена в Великобритании; перечислены клички собак-победителей), не предложил проводить любительский чемпионат по снукеру. Уровень игры был крайне низкий, и в 1918 года его и вовсе выиграл американец Х.Х.Лукенс под псевдонимом Т.Н.Палмер, всего лишь после нескольких недель тренировок в ресторане Палмерстон.

Правила снукера, местных разновидностей которых уже к тому моменту существовало немало, были стандартизированы, когда в 1919 году объединились Billiards Association и Billiards Control Club (B.A.&C.C.). Тогда же было введены правила “респот блэка” в случае ничьей в конце фрейма и свободного шара. При этом падение битка при игре по красному каралось лишь одним очком штрафа – правило о минимальном штрафе в 4 очка появилось позднее.

Стандарт любительского чемпионата был столь низок, что очень скоро провинциальные игроки, набившие шишки в играх на деньги, начали оставлять в стороне “джентльменов”, но только в 1919 году Стивен Фрай стал первым игроком, которому покорился любительский чемпионат Англии и по снукеру и по бильярду.

Победитель в финале определялся в семи фреймах, но не по количеству выигранных фреймов, а по сумме набранных очков в них. Предложение изменить это правило стало напрашиваться само собой, когда в финале 1926 года У.Нэш обыграл Ф.Т.У.Леофарда со счетом 383-356, хотя Леофард выиграл четыре из семи фреймов. Игра была в основном тактической, а стандартным брейком была серия “красный-цветной-отыгрыш”. До 1925 года высшим брейком на турнире оставался 27 (авторами были Джек МакГлинн и В.Э.Фостер), но затем рекордную серию существенно смог повысить У.Л.Кромптон, оформив брейк 62 очка.

В 1920-е уже проводились профессиональные матчи: Фред Лоуренс обыграл Альберта Коупа 31-27 в Midland Professional Championship в 1921 году, а Дж.С.Николлс переиграл У.Дэвиса 1032-777 (суммарный счет в 18 фреймах) в профессиональном чемпионате Уэльса.

В то время стандартом в профессиональных бильярдных матчах было играть матч на протяжении недели, так что и первый снукерный матч на крупной лондонской арене было решено сделать столь же длинным. Его проводили в качестве открытия сезона в Burroughes and Watts на Soho Square в сентябре 1922 года. В матче между бильярдными профессионалами второго эшелона Артур Пиэлл обыграл Джо Брэди 34-14.

29 января 1923 года Кон Стэнбери, родившийся в Канаде, а последние 30 лет жизни проведший в Лондоне, в основном занимаясь тренерской деятельностью до своей смерти в 1975 году, сыграл 14 красных, 14 черных, желтый и зеленый, таким образом, оформив брейк 125 очков (прим. пер.: такая последовательность по нынешним правилам дает 117 очков, так что скорее всего сыграно было по 15 красных и черных, разве что тогда по-другому считались очки) в Виннипеге в бильярдном зале Palace.

Снукер продолжал быть либо азартной игрой, либо служил в качестве перерыва от бильярда, но профессиональная ассоциация бильярда, организация для маркеров и профессионалов от клубов (к ним не относились наиболее значимые имена бильярда того времени), организовала снукерный турнир в 1923 году, в котором Том Деннис, владелец бильярдного зала в Ноттингеме, оформил брейк 76 очков. 24 августа 1924 году Деннис написал в B.A.&C.C. с просьбой посодействовать в проведении открытого профессионального снукерного турнира, но Э. Стэнли Торн, секретарь, пренебрежительно ответил: “Предложение будет рассмотрено в ближайшее время, но кажется сомнительным, что снукер может представлять интерес, достаточный для существенной популярности, чтобы поддержка турнира оказалась успешной”.

Джордж Нельсон, профессионал из Лидса, занятый продвижением и коммерциализацией игры, публично умолял B.A.&C.C. обратить внимание на потенциал снукера, а Билл Камкин, производитель столов и промоутер, опубликовал новый свод правил. Ассоциация бильярда графств Мидленда, с которой Камкин активно сотрудничал, ввела минимальный штраф 4 очка за фолы, что отличало этот свод от официального.

Камкин всячески участвовал в учреждении профессионального снукерного чемпионата, по сути чемпионата мира, хотя слово “мир” выглядело несколько избыточным. Как владелец бильярдного зала он прекрасно знал, насколько популярен был снукер, и после беседы с Джо Дэвисом, который играл в снукер с первых лет управления бильярдными залами в Честерфилде, тот написал в B.A.&C.C., предложив им условия, при которых такой турнир мог бы состояться. Ассоциация согласилась и предоставила соответствующие условия.

Игроки должны были договариваться о местах проведения матчей, а финал было оговорено провести в бильярдном зале Камкина в Бирмингеме. Устанавливался взнос в 5 гиней (1 гинея = 1 фунт 1 шиллинг), и еще 5 гиней представляла собой дополнительная ставка. 50% взносов было решено разделить в соотношении 60-40 между победителем и финалистом, а остальные 50% доставались B.A.&C.C. Выручка с билетов разделялась поровну между участниками после вычета расходов.

Дэвис, чей брейк 96 очков против Тома Ньюмена 4 февраля 1925 года оказался лучше профессионального рекорда самого Ньюмана (89 очков), который тот установил в декабре 1919 года, ожидаемо выиграл турнир и выиграл 6 фунтов 10 шиллингов, хотя ассоциация бильярда использовала половину взносов на то, чтобы купить трофей. Сам Камкин судил финал, в котором Дэвис обыграл Денниса со счетом 20-11, сделав брейк 57 очков, а также последовательно брейки 32, 34 и 35 в одном фрейме. Это считалось невероятной последовательностью для тех времен.

Впрочем, The Billiard Magazine, наиболее популярный журнал, посвященный бильярду в то время, не стал особо обращать внимание на турнир, посвятив его обзору четыре абзаца.

Автор: Клайв Эвертон.
Источник: журнал Snooker Scene, сентябрь 2019